Записки продавца
Церковный магазин является лакмусовой бумажкой, которая отражает интересы и искания наших верующих. Как говорится, со стороны виднее. Вот о том, что видно из-за прилавка, и хочется немного рассказать.
Как бы это выразить вам то, что накипело, не выставляя других дураками, а себя самой умной, потому что это, естественно, не так.
Ну вот во что мы верим? Оказывается, в красные веревочки от сглаза (спрашивают через день), в особенно сильные иконы ("ведь Христос сильнее Николы-Угодника?"), в амулеты и обереги "для учебы" и "от злых людей, а то у меня работа публичная" (иногда их еще называют «дополнительная защита», интересно, к чему?) А еще в тысячу «можно и нельзя». Одна женщина боялась покупать крест своей родственнице, потому что услышала, что каждый сам несет свой крест и потому выбирать за другого нательный крестик нельзя (ну конечно, а то вдруг выберешь человеку судьбу не по силам, как ему потом с этим разбираться). А еще одной женщине сказали, что она не должна благословлять на брак свою дочь, т.к. она разведена (понятно, для того, чтобы дочь не повторила ее судьбу)... В общем, постоянные страхи, запреты, боязнь сделать что-то не так и желание защититься от этого «определенным» способом в противовес Христовому "И познаете истину, и истина сделает вас свободными".
Отдельная тема – святые угодники. По моей личной лавочной статистике Матрона Московская догнала и перегнала Христа по многим показателям. Хотя бы потому, что ее имя звучит в нашем магазине раз в десять чаще. Хорошо, если человек придет и спросит: «А кому молиться тогда-то и тогда-то?» Ему можно ответить, что нужно в первую очередь молиться и верить Богу, т.к. всякая помощь и милость, и сама жизнь – от Него. А если человек целенаправленно приходит за чем-то вроде «маслица, косыночки, водички», не будешь же каждый раз пускаться в проповедование: скучно, понимаю, я и сама бы на вашем месте себя не слушала.
В помощи святых и в действенности их молитв не стоит и сомневаться. У каждого из нас есть такой светлый и радостный опыт. Плохо, когда святой заменяет нам Бога. Медальончик с изображением своего покровителя люди охотнее купят, чем крест, и приобретут молитвослов не из-за утренних и вечерних славословий, а ради «определенной молитвы»: «чтоб дети учились на отлично», «чтоб в торговле везло», «чтоб не болеть».
Не знаю, откуда и когда пошла эта заразная болезнь, но поставили негласно всех святых ответственными на определенных сегментах людской жизни, как по кабинетам рассадили. Хотя почему негласно? В некоторых книгах можно прочесть о том, кому молиться в любой нужде – на каждую своя страничка. Хорошо, пусть так, не спорю. Но у меня к таким книжкам буквально пара вопросов: почему Иоанну Крестителю молятся об избавлении от головной боли (из-а того, что ему голову отрубили? интересная логика), святой великомученице Екатерине – о хороших женихах (ничего, что она сказала, что ни один земной человек не сравнится со Христом и нет для нее лучше жениха, чем Господь?), равноапостольному царю Константину – об урожае огурцов (а это я отказываюсь комментировать)…
Или еще был случай. Звонит мне знакомая. Где-то кто-то ей сказал, что в ночь на празднование памяти архангела Михаила молятся о том, чтобы он вывел из ада умерших. Говорят, мол, что в эту ночь особенно сильна его молитва… Ничего, что это уже сделал Христос? Ах да, она еще хотела уточнить, как считать полночь – по нашему времени или по церковному, где день начинается с 18 часов… Ох, что тут говорить, это почти как с огурцами.
Ну вот откуда берутся эти «определенные молитвы», «определенное время», «определенные святые»? Где начинаются эти определенности, цифры, слова, заканчивается христианство и начинается настоя-щее язычество. А все почему? Потому, что так удобнее. Проще прочесть определенную молитву определенному святому или Господу и ждать: мол, давай, я свое дело сделал, очередь за тобой. А любой святой угодник, Божия Матерь, Господь – это живая личность и отношения с ней должны быть соответственными. Мы ведь не дружим с кем-то только потому, что он решает наш жилищный вопрос или не заставляем друга нам помочь с работой с помощью определенных заклинаний? Ну вот…
А если копнуть еще глубже, все это свидетельствует о том, что Бог-то нам, по сути, не нужен. Мы просто ищем решения наших проблем, чтобы после снова благополучно зажить без Господа. Я никого не хочу осудить: люди делают то, что знают, то, что услышали, то, что могут. Отрадно видеть, когда спрашивают книги об основах Православной веры, Евангелие, хотят разобраться в церковной службе. Тот, чьего сердца коснется Бог, уже не станет прежним. А пока люди ищут Его, ищут путь в Церковь – вышеперечисленные ситуации возникают. Нельзя судить человека за то, что он пришел в лавку за Семистрельной иконой Божией Матери, потому что услышал, что ее нужно вешать в прихожей, чтобы она, прости Господи, отгоняла злых людей. Но можно и нужно судить меня, если я, зная, что это бред, буду молчать или поддакивать. Человек, который стремится к Господу, найдет Его, Он сам к нему придет – наступит время. Главное, такого человека на этом пути не сбивать, не вовлекать его еще больше в водоворот «можно и нельзя», не подкармливать в нем язычество, не вторить ему, что ладанки – особенно сильная защита (это что – аналогия вампира и чеснока?), а у гроба должны гореть именно сретенские свечи… У всех и у всего должно быть свое место и степень важности, а в центре всего, как предел желания и единственный смысл жизни, должен быть наш Господь и жизнь с Ним. Но это уже отдельная тема для отдельного разговора, а мои записки, пожалуй, пора заканчивать.
Светлана Павлюкевич
Гродненские епархиальные ведомости
№ 10 (239) 2012